Про границы

Про границы.

То, качество, что находится в контакте с окружающим миром — является нашими границами: телесными, психологическими, социальными. Именно в таком порядке чувство границ складывается у человека.
На стадии эмбриона у ребенка есть чувство себя и собственного ядра. Есть собственные реакции внешние на раздражители. Например, медикаментозные. Но чувство границ сливается с границами матери, защищающими ее и эмбрион. Начиная с третьего семестра у ребенка начинают развиваться ощущение телесных границ, связанное с ощущением кожи. Этот период развития границ Л. Марчер называет безграничный контакт.
При рождении безопасность границ ребенка напрямую зависит от его матери, обеспечивающей его физическую сохранность. Физическая сохранность напрямую завязана на эмоциональной безопасности и формировании безопасной привязанности ребенка к матери — контейнирующий контакт.
Только в 1,5 года у ребенка формируется контакт с ясным ощущением границ, но с продолжающейся сильной эмоциональной связью, поддерживающей чувство безопасности ребенка.
Ну и наконец, обособленный, независимый контакт, контакт-сепарация формируется у ребенка к трем годам.
Здоровое, эмоционально наполненное общение с ребенком позволяет постепенно формировать здоровые границы контакта с окружающим миром и близкими людьми.
Но в реалии такой опыт, к сожалению, бывает редким. И последствия детского опыта нарушения границ мы огребаем все последующую жизнь либо через постоянное жесткое их отстаивание, доказывая всем и вся, что Я есть, вступая в непрерывные конфликты с окружающими. Либо через постоянное позволение нарушать свои границы, быть хорошими мальчиками и девочками в глазах окружающих, боясь быть отверженными, сказав «нет» на неуместную или несвоевременную просьбу. Тратя свою жизнь, на удовлетворение чужих потребностей и теряя драгоценные минуты собственной жизни.
Здопсихологические границы в банкеровые границы позволяют человеку чувствовать себя безопасно и при этом находиться в контакте с другими людьми, выполнять просьбы не в ущерб своим интересам и спокойно отказывать, если в данный момент он не может или не хочет выполнять ту или иную просьбу, общаться с людьми, с которыми ему
интересно и уходить из контакта, если это ему необходимо.
Таким образом, формирование здоровых границ начинается в раннем детстве, в семье. Когда мы уважаем границы друг друга, включая наших детей.